![]() |
|
|
Термины храмовой архитектуры Таиланда |
||||||||||||||||||
.................................................................................................................................................................... | ||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
.................................................................................................................................................................... | ||||||||||||||||||||
В Таиланде существует около тысячи храмов или Wat. Некоторые отличаются друг от друга по стилю и размеру, но согласно буддистским архитектурным принципам структуры в пределах храма должны включать в себя the Bot ( ubosot) - зал для выполнения религиозных церемоний; wihan - помешение для рамещения различных Буддистских изображений и для выполнения различных религиозных церемоний непрофессионалами; Sala kanparien - является большим залом для встреч религиозных деятелей с народом, который не используется для религиозных услуг ; mondop - в этом помещении хранят священные Буддистские писания; chedi - помещение для хранения священных реликвий или изображений; ho rakang , или колокольня, предназначается для озвучивания различныхэтапов церемоний,и т.п. и kuti - помещение где живут монахи. Некоторые храмовые комплексы также могут иметь библиотеку, крематорий и школу.
Храмы и другие культовые здания с внутренним пространством представлены в Таиланде двумя основными типами: центрическими и базиликальными. Наиболее широко распространен последний тип. |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
Ват(Wat) это тайский буддистский храм или монастырь. Обычно это не одно строение и в большинстве случаев состоит из нескольких зданий, святынь или памятников в пределах внутреннего двора, который обнесён по периметру высокой стеной. В дополнение к тому, чтобы бы быть местом, где преподавались уроки Будды, Тайскай ват был традиционно школой, больницей, центром объединения и даже местом встречи для развлечения. |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
![]() ![]() |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
Chedi (другое название ступа или пагода) является высоким, куполообразным строением под которым захоронены буддистские реликвии или реликвии набожных королей и монахов. В Буддизме чеди как бы "стабилизируют" землю, являясь точками где соприкасаются небо и земля. Им поклоняются как священным символам, представляющим космическое тело Будды. Чеди в Таиланде имеют две канонических формы ступеньчатую или prasat стиль, а так же колоколообразный стиль. Выпуклый пра чеди(phra chedi) - обычно называемый просто чеди ( chedi) и лучше известный на западе как ступа - является наиболее уважаемой структурой и разработкой основной насыпи. Первоначально в нём хранили реликвии Будды - позже святых и королей. Ступа состоит из купола (tumulus) , созданной наверху круглой основой и кубической основой, представляющей сидящего Будду, над которым установлены чатры(chatra - зонтик) в один или несколько (обычно девять) ярусов. Есть много различных форм чеди, существующих в Таиланде: наиболее высокий, наиболее старый, и наиболее священный - золотой chedi Nakhon Pathom . |
||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
![]() Образцом мондопа может служить Махамондоп конца XVIII в. для хранения священных текстов в храме Ват Пра Кео(Wat Phra Keo) в Бангкоке. Квадратное кубообразное здание окружено колоннами и богато орнаментировано мозаикой темных тонов. Изящная семиярусная резная деревянная крыша-это разновидность чеди с маленьким колоколом и высоким шпилем - йот. |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
![]() Часто строится на небольших сваях, иногда посреди водоёма. Внутри хранятся священные рукописи и манускрипты. |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
![]() Убосот(Ubosot) и Вихарн(Viharn) - наиболее декоративные и важные здания в составе храма. На внешней стороне они украшены мотивами штукатурки покрытой лаком, стеклянной мозаикой и золотом. Вихарн(viharn) часто украшается сложными фресками, которые являются обычно яркими и недавнего происхождения. Сцены от Jataka , предыдущие жизни Будды, могут украшать стены. Посетители обязаны должным образом одеться, снять обувь перед входом и вести себя благопристойно. Точно так же как в Bot , в Viharn расположен алтарь, и одно или несколько изображений Будды. |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
![]() Особенно красивые изображения Naga использовались в кхмерской культуре, найденные на с-в Таиланда. |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
![]() Прасат, как правило, имеет крестообразный план. Каждая из ветвей креста перекрывается несколькими ярусами двускатных крыш. На их пересечении возводится венчающая башенка - в форме ступы. Главным тронным залом королевского дворца в Бангкоке служит Дусит Маха Прасат. На его белых стенах с золочеными мозаичными наличниками окон и входов лежит многоярусная красная с зеленым черепичная крыша." Резные деревянные фронтоны позолочены. В центре крыши возвышается семиярусная, подобная чеди, башенка с высоким йотом. В отличие от тронных прасатов, культовые прасаты венчали башенки в форме пранга. Такое же завершение имеет прасат Пра Тепедон в бангкокском храме Ват Пра Кео. Он был построен в середине XIX в. для статуи изумрудного Будды, а позднее превращен в своеобразный "пантеон" статуй королей царствующей и сейчас династии Чакри. Крестообразный в плане прасат Пра Тепедон обнесен рядом колонн н декорирован резными деталями, мозаикой н позолотой. |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||