Информация
Из истории
Как добраться
Транспорт
Карты
Погода
Путешествия
Фотогалерея
По Рериховским местам
Легенды Алтая
Заповедники
Районы Горного Алтая
Национальные праздники
Полезные советы
Последние новости
Флора и фауна
Таиланд

 


 

 

 

 

 

Rambler's Top100 

 




 

 

 
   
 
 
Центрально —Азиатская экспедиция Н.К.Рериха на Алтае.
13 июня 1926 г. Николай Константинович, Елена Ивановна и Юрий Николаевич Рерихи прибыли в Москву. Здесь, к их экспедиции присоединились прибывшие из Нью-Йорка представители музея Рериха музыканты, супружеская чета Морис Лихтман и Зинаида Фоздик. По её свидетельству, дни Рериха в Москве были заполнены не только встречами с членами советского правительства и посещением музеев, но и встречами и совещаниями на которых вырабатывался удобный маршрут для следования экспедиции на Алтай, Но эта предстоящая поездка тщательно скрывалась, и в разговорах с посторонними людьми Алтай именовался “Абиссинией”
Отправилась экспедиция из Москвы на Алтай 22 июля. Вместе с Рерихами и супругами Лихман ехал и ученый лама из Тибета, ассистент Ю.Н.Рериха. 26 июля прибыли в Новосибирск, оттуда 27 июля выехали в Бийск на пароходе с пересадкой в Барнауле. 30 июля экспедиция была в Бийске, где ее участники наняли лошадей и возниц и отправились 1-го августа в самое сердце Алтая. Дорога их лежала через сёла Красный Яр, Алтайское, Баранчи, Тоурак, Мариинское, Чёрный Ануй, Муту, Усть-Кан, Кырлык, Абай, Юстик, Усть-Коксу.
С возницами путешественникам не повезло. Они плохо знали дорогу, да и своё дело. Кроме этого постоянно шли дожди и дороги были очень плохими. Поэтому в пути участники экспедиции не раз подвергали себя значительным опасностям. Но лама-тибетец сказал:“Это все правильно. Препятствия должны быть на пути в Шамбалу”. Проехав в общей сложности 7 дней и переправившись на пароме через Катунь, 7 августа в II часов дня экспедиция прибыла в Верх-Уймон. Лихтманы остановились в доме крестьянина Куприна, а Рерихи у Вахромея Атаманова, известного тем. что он был проводникамисследователя Алтая Василия Васильевича Сапожникова и художника Григория Гуркина. Днём в его доме собирались для совместной работы все участники экспедиции. Наверное, в этом доме, на одной из стен которого была нарисована красная чаша (вспомним значение этого символа), Рерихи остановились не случайно. Выбор был предопределён заранее, ведь дед Атаманова ходил искать Беловодье.ТАЙСКИЙ МАССАЖ В МОСКВЕ_ЙОГА МАССАЖ_NUAD THAI MASSAGE_NUAD BO RARN
Участников экспедиции на Алтае интересовало буквально все. Они записывали многочисленные легенды о Беловодье, Белом Бурхане, подземном народе и о многом другом. Изучали быт и культуру местного населения. Собирали лекарственные травы и коренья, прекрасным знатоком которых был Вахромей Атаманов. Снимали фильм, готовили к изданию книгу “Жемчужина Алтая”, которую мы знаем под названием “Община”. Совершили многодневную поездку на лошадях в Белухе. Проводили многочисленные исследования и даже пытались создать совместную советско-американскую концессию по разработке. полезных ископаемых.
Но на всё это им было отпущено всего 12 дней, хотя вначале планировалось провести в Верх-Уймоно месяц. 17-го августа Е.И. вдруг почувствовала, что дела экспедиции нехороши и 13 августа путешествинники отправились в обратно в Новосибирск. До Бийска их проводил Вахромей Атаманов, который провел их по другой, более удобной и безопасной дорогой. 24-го были в Бийск, 17-го — в Новосибирске, а 3-го сентября Рерихи отправились в Верхнеудинск для продолжения своего великого у путешествия. З.Фосдик и М.Лихтман поехали в Москву, чтобы вернуться в Америку.
Находясь в Верх-Уймоне Николай Константинович много рисовал крестьян, известно, что ему позировала, крестьянка Бочка- Этюдный материал и впечатления от пребывания на Алтае легли в основу более поздних работ, таких как “Ойрот, Алтай”(первоначальное название “Ойрот— посланец Белого Бурхана — поверие Алтая)”, “Подземный народ”, (1928-30,США), “По Ергору едет всадник” (1927, США), “Буддийские пещеры над Кырлыком”, “Звенигород” и другие.).
Жители Уймона помнят о предсказаниях Николая Константиновича. Одно из них уже сбылось на том мосте, где указал Рерих, уже давно стоит деревня “Тихонькое”, свершение второго — в будущем.
“И не построен ещё город на место новом” — есть такие строчки в начале главы “Алтай” в дневнике “Алтай-Гималаи”. В письме к В.Булгакову он писал:“Алтай является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужной Азии. Великое будущее предназначено этому замечательному средоточию. Долина между Уймоном и Катандой будет местом большого центра”.
Рерих назвал этот будущий город Звенигородом, но скупы сведения , каким он должен быть и сроки но названы.
Известны планы создания концессии на Алтае, прокладки железной дороги до Усть-Коксы и Катанды. восстановление старых заводов. Но эти планы не имеют отношения к Звенигороду, т.к, не были и вряд будут осуществлены.
Звенигород — это нечто большее, нежели просто город. Это город будущего, город Солнца. О нём мечтал не только Рерих, но и многие другие выдающиеся люди человечества.Почти каждый год в Усть-Коксинский район приезжают люди. чтобы строить этот город. Но ничего у них получиться не может, т.к. сперва Звенигород нужно построить в душе своей.
Когда будет построен Звенигород? В Листах из дневника Николая Константиновича есть строчки, которые озаглавлены “Великому народу Русскому”.
“Гонец о восстании гнал уже сорок три года в челне. Затем сходились старцы — народоправный совет. На следующий год шёл в поход поход за родину. Наконец строили города. И на строительстве поклон великому народу русскому. Так ждалось, так предвиделось, так и увиделось. “Город строят” и какой чудесный, мощный! Но в суеверии, но в знании прислушался народ. Приложил в земле ухо богатырское. Осмотрел в кулак холмы окрестные. Собрались народы союзные, строить решили. Чаша не отпитая. Открыла земля недра. В обыкновенном мышлении русский богатырь. Иван Стотысячный встретил восход Красно-солнышка... Великому народу русскому ничто не страшно. Все победит: и лёд и жару, и хлад и грозу, И будет строить на диво. “Город строят” “Проснулись богатыри”.
..........................................................................................................................................................
..........................................................................................................................................................
Художник писал: "Алтай - Гималаи, два полюса, два магнита". Алтай интересовал Рериха как самая северная точка горного мира Центральной Азии, как один из главных коридоров, по которому древние народы двигались из Центра Азии в равнины Сибири и далее в Европу, как место, представляющее интерес" своей древней культурой, философией. Рерих называл Алтай "средоточением", центром Евразиатского материка, расположенным на "равном расстоянии от четырех океанов".
В состав Центральноалтайской экспедиции, посетившей Уймонскую котловину1 в августе 1926 г., входили Николай Константинович Рерих, его жена Елена Ивановна, их сын Юрий, тибетский лама Геген, рабочий экспедиции ладакец Рамзана, журналист и исследователь Морис Михайлович Лихтман и Зинаида Григорьевна Фосдик, ставшая впоследствии директором музея Н.Рериха в Нью-Йорке. В качестве базы для экспедиции на Алтае Рерихи выбрали одно из самых старых сел - Верхний Уймон, расположенное у подножия Катунского хребта, - в непосредственной близости от горы Белухи. Рерихи поселились в доме известного во всей округе проводника Варфоломея Семеновича Атаманова (Вахромея). Вахромей был известным среди ученых человеком, многих из них он водил в горы, другие приезжали справляться у него насчет лечебных свойств растений. Рерих был знаком и с сестрой Вахромея, Агашевной, которую в дневниках он называет теткой Еленой. Вахромей жил в двухэтажном шестистенном доме, расписанном внутри. На втором этаже было две комнаты, разделенные коридором, деревянный балкон выходил во двор.;
Здесь остановились во время своего пребывания в Верхнем Уймоне Николай Константинович, Елена Ивановна и Юрий Рерихи. Н.К.Рерих писал о задачах своей экспедиции 1926 г.: "Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имеем в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать состояние религий, обычаев и отличить следы великого переселения народов. Эта последняя задача была издревле близка мне". С этой целью предполагалось, что маршрут пройдет вдоль рек Чуй и Катуни, однако до сих пор неизвестно, почему экспедиция отказалась следовать этим путем. Н.К.Рерих много ходил в окрестностях Верхнего Уймона. Он сравнивал петроглифы Кучерлинской долины с наскальными рисунками, которые видел в Индии, Синьцзяне, Монголии. Вместе с проводником Рерих поднимался на ближайшие вершины Катунского и Теректинского хребтов, откуда была видна вершина Белухи. По дороге художник писал этюды. По воспоминаниям, даже на седле он имел прикрепленный маленький ящик - этюдник и на ходу набрасывал пейзажи. Этюд Рериха, на котором изображен вид на гору Белуху с южной стороны, хранится сейчас в Париже, в Лувре.Н.К.Рерих, считавший, что Уймонская котловина - один из красивейших уголков России, предлагал построить в ней город, соответствующий величию природы. Назвать этот город он предлагал Звенигородом. К сожалению или к счастью, но этот проект до сих пор не реализован... О причинах скорого отъезда (19 августа 1926 г.) Рерихов мало что известно. Возможно, Вахромей прочел статью в газете, рассказывающую о приезде в Россию экспедиции Н.К.Рериха, в которой ее членов называли не иначе, как "приспешниками империализма". Опасаясь преследований, Рерихи стали спешно собирать вещи. Рерих планировал "лет через пять" вернуться на Алтай и поселиться здесь навсегда, но этим планам не было суждено осуществиться.
 
...................................................................................................................................................
.................................................................................................................................................
 
Путешествия | Фотогалерея | Карты Алтая| Заповедники Алтая | Последние новости
©althaiman 2005г. При использовани материалов сайта, ссылка на althaiman.ru обязательна!